Письменность
Книгопечатание
Этимология
Русский язык
Старая орфография
Книги и книжники
Славянские языки
Сербский язык
Украинский язык

Rambler's Top100


ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - www.logoSlovo.RU
  Главная Об авторе Ссылки Пишите Гостевая
Язык и книга
    Русский язык >> В.Журавлев. Русский язык и русский характер

Русский язык и русский характер


<<Назад     Далее>>

Предисловие

Предлагаемая книга - задушевный разговор автора о духовных истоках и исторических судьбах русского литературного языка, народа и отечества нашего. Автор глубоко убежден, что тысячелетний духовный опыт народа нашего не может оставаться втуне, он как бы вдруг ярко является в годину тяжких испытаний и выводит на путь спасения... Эти мысли автор высказывает с начала 90-х годов на различных конференциях, таких, как "Международные образовательные чтения"... Книга эта и является сборником докладов и выступлений, объединенных общей идеей необходимости возрождения духовного отношения к слову, необходимости восстановления преподавания церковнославянского нашим детям ... и не только детям. Внимательный читатель встретит некоторые повторения отдельных положений и фактов в различных главах книги. Это обусловлено как характером сборника статей - докладов, так и стремлением к наибольшей убедительности, стройности изложения отдельной главы.

В первой главе вскрывается тесная взаимосвязь специфики великого, могучего, правдивого и свободного русского литературного языка и русского народного характера. Да, это русский литературный язык как непосредственное без перерыва традиций продолжение языка церковнославянского, созданного св. равноапостольными Кириллом и Мефодием, воплотившими Слово Божие в славянский глагол. Да, это он, народ святорусский, воспринял, отстоял от ереси латинствующих и Крестоносцев, сохранил и преумножил богатство и величие родного языка в условиях "просвещенного гуманизма", научного атеизма и "расцерковления" языка и народа.

Да, это язык церковнославянский, сеявший Слово Божие в русскую душу, учил русского человека быть верным - без лести, мужественным - без жестокости, щедрым - без расточительности, стойким - без фанатизма, сильным - без гордости, милосердным - без тщеславия, ревностным - без гнева и злобы. Здесь убедительно доказано, что для русского человека, регулярно посещающего свой православный храм, внимая церковному Богослужению на церковнославянском языке, этот язык даже с точки зрения современной науки является родным, возвышенной формой русского литературного языка.

Процесс овладения родным языком теснейшим образом связан с процессом усвоения норм речевого поведения, морально-этических принципов своей семьи, своей социально-этнической группы, своего народа. Усваивая родной язык, ребенок овладевает результатами жизненного опыта многих поколений, делает своим духовным богатством культурно-исторические традиции коллективной личности своего народа.

Нарушение культурного преемства с неизбежностью приводит к тотальному экологическому кризису народа и государства. Насильственный процесс "расцерковления", начатый в первой четверти XX века, привел к "раскультуриванию" нашего народа. На фундамент нашего языка, нашей школы, народного образования, духовной культуры и литературного языка, на язык церковнославянский был наложен строгий запрет. Во II главе рассматривается взаимосвязь различных сторон тотального экологического кризиса.

Велико значение Слова Божия в созидании "русской загадочной души" и величайшего государства. Об этом детально . говорится в III главе "Блаженны слышащие Слово Божие", здесь впервые предложено создать "Общество ревнителей церковнославянского языка".

Следующая IV глава посвящена духовным истокам русского литературного языка. Любой литературно-книжный язык, как правило, выступает в трех ипостасях: тексты, активные носители и школа. Собор активных носителей заботится о хранении, передаче и расширенном воспроизводстве текстов данного языка. Школа занимается воспроизводством активных носителей. У истоков русского литературного языка лежат священные тексты. Это переведенные свв. Мефодием и Кириллом на славянский язык с греческого Евангелие, Апостол, Псалтирь, Часослов и избранные службы церковные. Если другие языки (греческий, латынь и др.) были лишь приспособлены для Богослужения, то церковнославянский язык был специально создан для служения Богу.

Святые равноапостольные братья создали церковнославянский язык во всех его трех ипостасях. Это они в Великой Моравии создали первые славянские школы, где готовились священники и наставники, "списатели" и писатели, т.е. собор активных носителей церковнославянского языка.

У истоков русской Православной церкви и государственности, духовной культуры, образованности и литературы видим Крещение Руси 988 г. Тогда же равноапостоьный Владимир создал первую русскую школу, рассадник русской образованности. Одним из первых выпускников этой школы был Иларион. Первое древнерусское литературное произведение "Слово о Законе и Благодати" Илариона предназначалось для произнесения в храме св. Софии Киева и древние фрески, украсившие храм, являются иллюстрацией к "Слову". Русская классическая литература продолжала нести святодуховные традиции, восходящие к равноапостольным Владимиру, Кириллу и Мефодию...

Глава V содержит похвалу Кириллу и Мефодию, краткий рассказ о богодуховном подвиге учителей славянских. Здесь автор подводит читателя к мысли о необходимости восстановления преподавания церковнославянского языка в школе. Главы VI и VII посвящены концепции преподавания церковнославянского языка в русской школе. К ним примыкает заметка о преподавании древних языков (глава VIII).

В X главе обсуждается роль школы в жизни народа, её основная задача - расширенное воспроизводство активных носителей литературного языка, т.е. задача прежде всего языковая, филологическая.

Необходима современная научно обоснованная концепция преподавания русского, церковнославянского яыка и целостная концепция современного языкового образования. Предварительное решение этих проблем дано в главах VIII, IX и XIII. Рассуждения о проблемах преподавания языка прерываются воплем сочуствия единоверным и единокровным сербам, терзаемым современным адским оружием "демократического гуманного" Запада (глава XII). При этом пришлось ещё раз напомнить заветы Кирилла и Мефодия (глава XI). Это они, учителя славянские, создали для всех славянских народов язык церковнославянский - меч и защиту славян от вражеских попыток разъединения и порабощения наших народов, как знамение борьбы за единство, за единомыслие в лоне веры Православной, за независимость от иноземных и иноверных поработителей. Многочисленны различные попытки отнять у нас язык церковнославянский, посеять рознь между слаянами: (меч крестоносцев и "уния"; полем битвы была и школа; посевы семян розни между единокровными братьями, братоубийственные войны.)

<<Назад     Далее>>