Письменность
Книгопечатание
Этимология
Русский язык
Старая орфография
Книги и книжники
Славянские языки
Сербский язык
Украинский язык

Rambler's Top100


ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - www.logoSlovo.RU
  Главная Об авторе Ссылки Пишите Гостевая
Язык и книга
    Русский язык >> Язык наш - поводырь наш в рай или в ад

Язык наш - поводырь наш в рай или в ад


<<Назад     К началу     Далее>>

Адам был живым языком Божьим

Священное Писание говорит: на всей земле был один язык и одно наречие. Адам был живым языком, ходящим непосредственно пред Отцом Богом. И его наречие было предназначено только для общения с Ним. А поскольку язык был таков, то и ум, и мышление, и тело, и вся жизнь его были устремлены только к одной Цели, т.е. Адам был целомудрен и мировоззрение его — целостно.

Первородный грех молнией расколол разум Адама надвое, и он заколебался и зашатался, как во хмелю — левая, правая где сторона. Все ему задвоилось: два мира — два бытия, два языка — два ума: душевный и плотский. Умирая, Божий язык, Адам — предрек, что на том месте, где его похоронят, будет распято Слово.

Писание говорит: первый Адам был душею живою, а второй — Христос — есть дух животворящий. Это означает: душа Адама разговаривала с Богом, а плоть молчала.

Отсюда следует, что первым языком нашим был душевный и он, естественно, остался в нас, как душа говорящая. Но после грехопадения естество Адама раздвоилось — душа с телом. У души появился непримиримый и вечный конкурент-противник — язык плоти. Святые Отцы потом назовут это явление мудрованием плоти... После грехопадения Адама плоть стала трупом, а душа трупоносицей.

Для спасения душ, пораженных грехом, Спаситель дал нам Духа Святаго общение — даровал слово Свое, новый язык духовный. Вот отныне наше средство связи со Христом Богом, чрез которое мы можем верно общаться — молиться, спасаться, исцеляться, воспитываться и вразумляться. Ибо после Слововоплощения не мы, человеки живем, но слово Божье в нас: оживляет и строит в каждом храм духа.

К концу ветхозаветной истории плотские страсти совсем помрачили ум еврейского народа и его язык (связь) с Богом мог оборваться. Сие означало бы отдать человечество в безраздельную власть дьявола, чего Господь не допустит никогда.

Потому для спасения всего человечества Бог Отец явил-раскрыл Себя — Пресвятую Троицу: на землю пришел Бог Сын, за Ним снизошел и Бог Дух Святый, огненными языками. Благодать Святаго Духа навсегда стала единственным лекарством, исцеляющим души и удерживающим языки плоти, чтоб восторжествовал в людях язык духа любви.

Бывший же избранный иудонарод вошел в новозаветную историю как самый страшный преступник: распял живое Слово Бога и лишился навсегда дара слова, языка-связи с Ним.

Радость апостола Павла: отныне не я живу, но Христос во мне, — явилась прозрением: отныне в апостоле не плоть говорит, но Дух Христов, ставший его спасительным языком. Потому апостол и призывает совлекать с себя внешнего человека — телесного, то есть глушить в себе голос плоти, удерживая в узде бешеные языки страстей. Чтоб все больше жить внутренним — духовным языком. Духа не угашайте, — назидает апостол.

Вот сколь мудро учение св. Матери Церкви о постах, о воспитании тела самой простой пищей, об исихазме (обете молчания)... Это и есть единственно правильный образ жизни, направленный на укрепление языка богообщения. Только таким образом все в человеках сохраняется, и Божеское, и человеческое.

Нарисуем образ человека благочестивого как живого языка. Все в естестве праведника: и речь, и поведение, и отношение к ближним, и даже одежда красноречиво говорит, что пред нами человек Божий. Молится ли на камне, благословляет ли народ, даже если дает обет молчания... А почему он таков? Только потому, что живет в нем язык богомыслия-богообщения-богопознания, как царь в голове, который крепко держит в узде языки плоти, коих не счесть.

Коль тело наше — храм духа, то храм должен иметь крепкий фундамент, чтоб вечно стоял на камне веры. И как тело наше всеми токами связано с родной мать-сырой землей, так родной язык корнями уходит в землю. Вот древо новозаветного языка от земли до небес.

Так в человеческом естестве стали действовать три языка: от души, от тела и от духа, но язык духа любви превыше всех. Дух, душа и тело совместно мыслят, собеседуют, спорят, а речь-то одна выходит в эфир, и носитель ее по плодам узнается.

О душевных Господом сказано: душевные не разумеют того, что от Духа. О мудровании плоти и ее языке: плоть желает противного духу. Но вот звучит для нас ангельская песнь песен о языке духа: Величит душе Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Бозе Спасе Моем. Душа безмолвно молится, величит, — дух радуется и возносит слова молитвы Спасу, а плоть молчит.

<<Назад     К началу     Далее>>