Письменность
Книгопечатание
Этимология
Русский язык
Старая орфография
Книги и книжники
Славянские языки
Сербский язык
Украинский язык

Rambler's Top100


ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - www.logoSlovo.RU
  Главная Об авторе Ссылки Пишите Гостевая
Язык и книга
    Русский язык >> Язык наш - поводырь наш в рай или в ад

Язык наш - поводырь наш в рай или в ад


<<Назад     К началу     Далее>>

Рождение слова младенца

Его устами действительно глаголет истина

Душа не имеет жизни, если словес Божиих не слышит, — возглашают святые равноапостолы наши, первоучители словенские Кирилл и Мефодий.

Во второй половине двадцатого века наука, образно говоря, прикоснулась скальпелем своего ума к телу новорожденного и услышала: устами младенца глаголет истина.

Проводились исследования детской психологии на основе сложных психолингвистических опытов с новорожденными и детьми до четырех-пяти лет. Оказалось, что поведение младенца среди взрослых — движения ручками, мимика, эмоции и звуки — это осмысленная речь для начала диалога с окружающими. Осознающей себя личности еще нет, а общение уже ведется. Многолетними экспериментами у нас и за рубежом была обнаружена поразительная изобретательность в выборе жестов, средств и образов для выражения своих желаний и чувств, легкость в усвоении детьми грамматических форм, причем любого языка, в какой бы языковой среде они не оказались. Вдумаемся, ведь в таком возрасте их даже учить еще невозможно. Откуда же в малых детях берется универсальный золотой ключик, которым они открывают тайны праязыка, слововоплощения, удивляя своим речевым творчеством ученых мужей, родителей, да и всех взрослых. В недрах нашей природы был обнаружен живой источник слова от Источника. Всеми светилами психолингвистики и детской психологии было единодушно признано, что ребенок является самобытным творцом языковых форм и гением слова.

Однако это давно было известно Св. Матери Церкви и ее святым. В середине прошлого века апостол младенцев и младенчествующих в вере святитель Иннокентий, митрополит Московский, учил: Нужно ли преподавать русскую грамматику в училищах наших? Конечно, нужно, но только не так и не тогда, когда она преподается у нас ныне. Для чего мучить детей над изучением всех правил и исключений о родах, падежах, временах и прочее, когда каждый из детей наших, даже малых, не ошибается ни в том, ни в другом?

Вочеловечившись, Господь соделал и подготовил наше естество к принятию слова. Вначале оно является в мiр оглашенным, ветхим, а после Крещения преображается Духом Святым и становится новым. И отныне не человек живет, но духовное слово в нем.

И как в семени заложен проект большого древа, так в слове младенца — язык родной, подобно тому как в безконечно малом есть черты безконечно великого.

Современная мифологема науки о Большом Взрыве сверхсжатой точки — рождении и разбегании вселенной — имеет свою повседневную реальность: рождение живого слова младенца и взрыв, и распаковка его в родной язык.

Потом Слово чрез язык верный будет воспитывать, вразумлять и вести из яслей до гроба... чтоб вернуть каждого домой — к Отцу Создателю.

<<Назад     К началу     Далее>>